Четверг, 15.11.2018, 09:34
Приветствую Вас Гость | RSS Версия для слабовидящих

МАДОУ №171

Особенности образовательного процесса

Образование в детском саду ведется на русском языке.
2. Особенности образовательного процесса.
   Основная забота взрослого коллектива - обеспечение физического, интеллектуального и духовного развития детей. Есть у нас в детском саду та «изюминка», что отличает нас от любого другого детского учреждения: дети обучаются грамоте с трех лет
  Смысл программы заключается в том, чтобы ввести ребенка в мир развития, открывающий для него новые возможности действия. Она объединяет следующие направления развития детей:
  •  развитие умственных способностей и творческой активности;
  •  социальное развитие;
  •  развитие элементарных форм знакового мышления;
  • художественно-речевое развитие;
  • развитие экологической культуры.
    Конкретизация теоретических положений и выводов отечественных ученых: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В.Запорожца, Л А. Венгера, Г.Г. Кравцова и др., а также учет идей и практического опыта педагогов – новаторов (Н.А. Зайцев, Б.П. Никитин) позволили нам перейти к разработке образовательных технологий. Более 10 лет в детском саду проводится серьезная работа по внедрению и апробации инновационных технологий, разработанных В.Галлер, с помощью которых можно управлять образовательным процессом:                                                                   
  1. Форма и тип обучения: общая образовательная технология "Целостность и единство"
  2. Модель развивающего обучения: технология "Игра как форма жизнедеятельности"
  3. Модель общения в обучении: технология "Диалектика общения"
                                                     4.
Технология обучения письму и чтению, основанная на использовании автодидактических игр
("Волшебные домики", "Разноцветные поляны", "Письмо с помощниками", "Чтение с подсказкой")
  5. Модель обучения, основанная на личностно- деятельностном подходе: технология "Единство чувства и ума"
     
   Программа интересна тем, что она направлена на формирование у ребенка качеств творческой личности, способной открывать для себя новые возможности действия, понимающей единство окружающего мира. Интеллектуально – личностное развитие в программе основывается на принципе единства аффекта и интеллекта, сформулированном в психологии Л.С. Выготским как принцип целостности личности. Данный подход реализуется через организацию обучения детей в игре на интегрированных занятиях. Формы организации таких занятий самые разнообразные: сказка – игра, творческо-поисковые игры с включением детского экспериментирования и моделирования, игры – путешествия, игры – соревнования.
  Каждая, хоть и маленькая, личность нуждается в душевном комфорте, тем более, что дошкольники уже обладают потенциалом восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости. Поэтому в процессе обучения воспитателями в равной степени обеспечиваются условия для эмоционального благополучия и интеллектуального развития ребенка, что позволяет максимально задействовать его потенциальные возможности, обогатить и актуализировать знания, а также поднять его жизненный тонус, настроение, создать ощущение радости.
   На сказочно – игровых занятиях дети вовлекаются в интересный процесс совместного создания сказки. Превращаясь в персонажей сказки, дети приобретают способность сострадать и сопереживать героям сказки, учатся уважать друг друга. Силы переживания и формирующие силы получают поддержку в ходе художественной созидательной деятельности: в лепке, живописи, пении, танце. 
  Центральная линия обучения – создание игровых проблемных ситуаций, которые мобилизуют познавательные способности ребенка, способствуют формированию активного творческого подхода к явлениям окружающей действительности - как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования.
  Существенная особенность обучения – установка на целенаправленное развитие у детей элементарных форм знакового мышления. Обучение детей чтению это один из возможных путей реализации данного направления на практике. Понятие «развивающее чтение» сегодня находит сторонников, как среди ученых-теоретиков, так и в педагогической практике. Так, Л.Н. Засорина в своих трудах утверждает: «Сенсомоторика чтения базируется на видеоканале, который может функционировать обособленно от других. Благодаря этому чтение утончает грани речи и мышления. В общем речевом развитии человека чтение занимает положение узла, замыкающего круг вербального мышления и открывающего окно в надвербальное пространство сознания». Дети нашего детского сада с трехлетнего возраста начинают овладевать основами чтения через создание системы образов на материале русских народных сказок, организацию творческих учебных игр, а также через погружение в игровой материал (на начальных этапах используются кубики и таблицы Н. Зайцева). В конце года в младшей группе более половины детей читают по складам, остальные – узнают склады.
Для деятельности чтения младших дошкольников характерен «режим временного разрыва между срабатыванием механизмов восприятия и осмысления». В старших группах наблюдается слияние операций восприятия и понимания, сочетание аналитических усилий с синтетическими. Развитие именно таких умений доставляет удовлетворение ребенку, радость открытия смыслов.
    Главный критерий построения занятий - достижение дидактических целей в игре и включение результатов обучения в собственную творческую деятельность. Особую значимость приобретают игры, которые предоставляют ребенку свободу выбора и поиска в решении творческих задач. Именно такие игры позволяют воспитателю учитывать индивидуальные особенности детей. Дети младшей группы, играя, учатся читать, и сразу же включаются в новые игры, которые проводятся на основе их умения читать. В дальнейшем игры на активизацию мышления, развитие творческих способностей, все речевые игры проводятся с учетом умения детей читать. В разработанных нами играх («Лимпопо», «Поле чудес», «Рыбаки» и др.) всегда присутствует «элемент новизны и неожиданности», что заставляет детей напрягать ум, активизировать приобретенные знания, сосредотачиваться, размышлять.
       Игры на отгадывание ребусов и кроссвордов способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить, воспитывают настойчивость в достижении целей, требуют достаточно высокого уровня развития звуковой культуры речи. Дети свободно двигаются по комнате, выбирают необходимый размер наборного полотна, отыскивают в кассах буквы, считают количество звуков, слогов, выкладывают слова по горизонтали и вертикали, распределяют между собой обязанности, советуются и в результате – цель успешно достигнута.
     Игры на понимание прочитанного («Узнай сказку», «Очень важные слова», «Знакомые незнакомцы», «Начало и конец»), сочинение считалок, сказок дают возможность активизировать творческий потенциал детей, добиваться более осознанного восприятия материала.
     А общение с текстом, с книгой формирует культуру личности в целом, расширяет границы общения, развивает способность переводить сообщение автора в «Я –сообщение».
   Чтобы дошкольник, вступающий в большой мир, увидел его единство и целостность, необходимо донести до него знания как взаимосвязанные и взаимодополняющие, сделать акцент на интеграцию предметных областей знаний. Нами предложено свое решение проблемы единства дошкольного воспитания, развития у ребенка широкого восприятия мира и гармонии с окружающим через блочно – тематический принцип.
  Тема недели является тем стержнем, который пронизывает и объединяет в единое целое все виды детской деятельности: познавательную, речевую, природно – экологическую, продуктивную, музыкально – ритмическую, сказочно – игровую, а также предметные области знаний (математику, риторику, обучение грамоте).
      Опираясь на основные достижения научно – исследовательской работы отечественных ученых (Н. Михайленко, Н. Коротковой и др.) и на собственный практический опыт, мы выбрали четырехблочную модель организации образовательного процесса. Блоки – это структурные составляющие модели, взаимодополняющие друг друга:
     1. блок специально организованного обучения в форме занятий разными видами деятельности;
     2. блок совместной деятельности взрослых и детей;
     3. блок свободной самостоятельной деятельности. 
    
 Задачи общего развития дошкольников (социальное, эмоционально – личностное, развитие культуры познания и др.) успешно решаются в каждом из блоков.
      Раннее обучение детей грамоте актуализировало проблему их диагностики по уровню развития и готовности к обучению. Для получения общей картины уровня развития ребенка на каждом возрастном этапе используются «мягкие» методики обследования. На основании данных диагностики осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом их индивидуальных психологических особенностей.
   Для того, чтобы выбрать оптимальные формы и содержание индивидуального подхода к ребенку, нужно иметь информацию, как об изменениях его психических функций, так и об изменениях в его деятельности и в личности в целом. Такой подход предполагает умение воспитателя наблюдать, фиксировать и анализировать психологические факторы, т.е. осуществлять педагогическую оценку уровня развития и актуального состояния ребенка. Обследование детей ежегодно проводятся психологом и воспитателями всех групп (в начале и в конце года).
 
  
    Чтобы ребенок нормально развивался и духовно, и физически, он, прежде всего, должен быть здоров. И в детском саду этот принцип возведен во главу угла. Воспитатели, медицинские работники и инструктор по физическому воспитанию, объединив усилия, добились весомых результатов – заболеваемость воспитанников значительно снизилась. И во многом благодаря разработанной здесь системе интенсивного закаливания.
     Уже в ясельной группе малыши безбоязненно подставляют свои ручки для контрастного обливания, шагают по холодной воде (до + 10С), ребристой доске, камешкам, а в группах, где дети постарше, проводится полоскание горла холодной водой, настоем лекарственных трав.
   Круглый год дошколята с удовольствием бегают (около 2х минут) босиком: летом и осенью - по густой и мягкой траве, зимой – по снегу. . 
   Профилактика простудных заболеваний включает витаминную терапию (отвар шиповника, поливитамины, фиточай), оздоровительный массаж, аэрозольтерапию (ингаляции), ионизацию воздуха (л. Чижевского), босохождение, массаж биологически активных точек. С открытием кабинета ФТО появилась возможность долечивать переболевших простудными заболеваниями ребятишек прямо в детсаду, под наблюдением врача и медсестры.
 
  
Конечно, в профилактике заболеваний немалую роль играет рациональная организация двигательной активности. В результате двигательной деятельности, согласно Ю.Ф. Змановскому, происходит не потеря, а приобретение массы, что способствует росту и развитию детского организма. У ребенка возрастают структурно-энергетические возможности, позволяющие выполнять большие по объему и интенсивности нагрузки. А поток импульсов от работающих мышц повышает эффективность деятельности всех внутренних органов.
     Двигательная активность на практике реализуется за счет организованных форм физического воспитания и свободной деятельности: 
                            1. - утренняя гимнастика;
                            2. - занятия физкультурой (3 раза в неделю);
                            3. - спортивные игры и упражнения;
                            4. - танцевально-хореографические занятия (2 раза в неделю);
                            5. - подвижные игры;
                           6. - физминутки на занятиях.
                                                        
 
 
      Так мы реализуем триединую задачу - обеспечение физического, интеллектуального и духовного развития детей.
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 80

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0